Особенности рисунка и композиции в декоративно-прикладном искусстве
В декоративно-прикладном искусстве есть некоторые особенности – это определенный характер рисунка. Он должен быть плоскостным и композиционным. Составление таких рисунков ставит перед мастером непростую задачу обобщения и упрощения рисунков. Что требует переработки задуманной композиции в декоративные образы.
Художники в своих произведениях передают на холсте красками объемность предметов, применяя законы линейной и перспективы, правила светотеневого решения. В декоративно-прикладном искусстве таких правил нет.
Почти все новички пытаются найти сюжеты для своих декоративных работ в репродукциях известных мастеров, не задумываясь, можно ли картину перенести в чеканку, резьбу или инкрустацию. Но зачастую даже профессионал не может вычеканить или резать рельеф, копируя ракурсы и детали полотна.
При таком копировании может возникнуть проблема несоответствия декоративного материала и картины, взятой за прототип. Так как у металла или дерева художественные и технологические свойства отличаются от свойств холста. Краски всегда можно смешать, и получив новый оттенок. А техника нанесения их мягкая, со всевозможными переходами от цвета к цвету. А в чеканке или резьбе, наоборот, рельеф создается при помощи углублений в материале, а в инкрустации вообще изображение получается из-за мерцания металла на темном фоне поверхности дерева.
Материалы, такие как металл, дерево, а не краски, и новые орудия для их обработки (чекан, резец, молоток) привели к изобретению новых техник исполнения. Например, к таким техникам можно отнести чеканку, вколачивание или резьбу.
Развитие декоративно-прикладного искусства требует новых правил в построении изображения, которые основываются на физических и пластических свойствах материала заготовки и технологии обработки её. Если не учитывать все эти свойства и скопировать станковые картины, то есть вероятность получения жалкого подобия её.
Чеканка, инкрустация, резьба в таком случае превращается в украшательство и простое подражание. Поэтому надо учитывать, что изобразительное и декоративно-прикладное искусство это совершенно самостоятельные виды искусства.
Декоративно-прикладное – по своей сути лаконично и немногословно. Рисунок передается при помощи четких и емких символов. Один из примеров - герб Советского государства, где изображены серп и молот, что символизирует содружество рабочих и крестьян.
В декоративно-прикладном искусстве портреты изображаются строго в профиль или в анфас. Это обусловлено специфическими особенностями данного искусства. Свободные ракурсы и повороты, которые применимы в изобразительном искусстве, здесь встречаются очень редко. Зато большое внимание уделяют упругим и плавным линиям плоского силуэта.
Часто используют одну деталь предмета или упрощенный стилизованный символ, которым предмет можно заменить. А рисунок строится по принципу - зритель сам по символу представит предмет. Обычно декоративные композиции лаконичны и условны, но все равно они очень близки к живой природе. В них много упрощенного художником, но всегда понятно, что именно послужило ему прообразом.
Где же тогда можно найти сюжеты, чтобы потом их воплотить в дереве или металле? На первый взгляд, кажется, что таких композиций остается мало, особенно для начинающего. Но выбор разнообразен. Любое явление природы, событие, исторический факт может быть воплощен в декоративной композиции. В декоративно- прикладном искусстве выбор тем разнообразен, также как и в станковой живописи или графике. Сюжет можно выбрать любой - люди, животные, птицы, цветы и листья. Только трактовать их нужно иначе.
Также вдохновение можно черпать из произведений искусства. Например, картина Васнецова «Богатыри» может помочь создать композицию, посвященную мощи и мужеству русского народа. Но нельзя забывать, что рисунок не должен быть копией, а лишь отдельным образом былинной Руси.